Кто такой AML Compliance Officer?
09.08.2024 | CoinKyt Company

В июне 2015 года была опубликована директива ЕС 2015/849 о предупреждении использования финансовой системы для целей отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Она вступила в силу 25 июня 2015 года и известна под названием “четвертая директива”. До июня 2017 года государства — члены ЕС должны были изменить национальное законодательство для выполнения требований директивы.

 

 

Помимо прочего четвертая директива ЕС устанавливала, чтобы кредитные и финансовые учреждения имели сотрудников по соблюдению требований в области AML (Anti-Money Laundering, “противодействие отмыванию денег”). Должность такого сотрудника звучит как AML officer или AML compliance officer и ее часто переводят как “AML офицер”, но этот перевод неточен. По сути, речь идет о специалисте по соблюдению законодательства по борьбе с отмыванием денег, который проводит аналитику

 

 

После четвертой директивы вплоть до 2022 года не было никаких подробностей или рекомендаций относительно того, как именно выполнять требования ЕС и какими должны быть задачи “АМЛ-офицера”.

 

 

Рис. 1. В настоящее время действует шестая директива EC, хотя отсчет по-прежнему ведут от четвертой 

 

 

Как EC определяет AML officer

 

 

В июне 2022 года Европейское банковское управление (EBA) опубликовало руководящие принципы, в которых четко изложило задачи и обязанности сотрудника по соблюдению требований в области AML и руководящего органа.

 

 

Из принципов EBA следует, что кредитные и финансовые учреждения должны назначить одного члена своего руководящего органа, который будет отвечать за выполнение обязательств в области AML/CFT (“противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма” — ПОД/ФТ), и уточнить задачи и функции этого сотрудника.

 

 

Принцип 4.2 определяет, что необходимо назначать AML officer на уровне руководства. У него должно быть достаточно полномочий предлагать по собственной инициативе необходимые и уместные меры для соблюдения AML/CFT руководящему органу в его надзорных и управленческих функциях. Также принцип определяет требования к пригодности для работы сотрудником по соблюдению требований в области AML/CFT и разъясняет обязанности человека, занятого на этой должности.

 

 

Требования к должности AML officer 

 

 

Европейское банковское управление называет такие качества для сотрудника в области AML/CFT (подп. 4.2.3 Руководящих принципов):

1. репутация, честность и неподкупность;

2. навыки и экспертные знания в области AML/CFT, в том числе  знание правовых и нормативных основ AML и способность внедрить политику, средства контроля и процедуры AML;

3. достаточные знания и понимание рисков противодействия отмыванию денег, связанных с бизнес-моделью кредитного или финансового учреждения;

4. опыт в области выявления, оценки рисков и управления ими;

5. достаточно времени и стажа работы для эффективного, независимого и автономного выполнения своих функций.

 

 

Образование AML officer

 

 

Лучше всего, если такой специалист будет юристом или финансистом. Умение разбираться в законах очень пригодится сотруднику, отвечающему за безопасность в области AML. Экономическое или финансовое образование позволит АМЛ-офицеру легко разобраться в процессах, с которыми ему придется иметь дело ежедневно. Помимо этого, за рубежом распространены специальные курсы для AML compliance officer.

 

 

 

 

Рис. 2. Эстонская школа бизнеса предлагает курс AML officer из восьми модулей

 

 

 

Обязанности AML officer

 

 

Главная обязанность такого сотрудника — разработать и поддерживать

систему оценки рисков AML/CFT в масштабах всей организации. О результатах оценки рисков в каждом случае следует немедленно сообщать высшему руководству или в управляющих орган. Ни одна разработка не должна начинаться, пока AML officer не оценит риски.

 

 

Специалист по соблюдению требований в области AML:

1. разрабатывает политику, процедуры и системы контроля в области отмывания денег, которые кредитная или финансовая организация внедряет в соответствии со статьей 8(4) Директивы (ЕС) 2015/849;

2. обеспечивает эффективное применение всех механизмов и регулярный пересмотр политики и процедур;

3. приводит процессы и локальную документацию своей организации в соответствие с нормами Директивы;

4. собирает и изучает информацию, полученную в результате подозрительных сделок, оценивает риски;

5. предлагает реакции на любые изменения в законодательных или нормативных требованиях, а также при возникновении рисков отмывания денег;

6. взаимодействует с регулятором;

7. вносит предложения по устранению недостатков, которые отслеживает в ходе контроля;

8. обучает сотрудников и готовит для них учебные материалы;

9. консультирует руководящий орган по всем вопросам.

 

 

Какое отношение AML officer имеет к криптовалюте

 

 

Любая организация, которая имеет дело с деньгами, в идеале должна иметь такого сотрудника в штате. Криптовалюты — тоже деньги, пусть и цифровые, рожденные блокчейнами. Несмотря на то, что это транзакции в интернете, их можно обменивать, на них можно покупать цифровые и материальные ценности. Поэтому криптовалютным биржам и другим организациям, которые работают с криптой, особенно важно проводить AML проверку для предупреждения и предотвращения преступной деятельности. Иначе они не смогут гарантировать надёжность своих операций, и у участников крипторынка не будет причин приносить свою крипту именно на их площадки. Помимо идентификации клиента (KYC) для криптовалют добавляется идентификация транзакции (KYT). Мониторинг транзакций по уровням рисков является неотъемлемой частью работы криптокомпаний, обеспечивая прозрачность и надежность покупаемых у таких компаний криптовалютных активов. 

 

 

 

Подробнее об этих процедурах вы можете прочитать в отдельном материале “Что такое AML, KYC и KYT в мире криптовалюты”.

 

 

Востребован ли AML officer в России

 

 

Если следовать нормам Директивы ЕС, сотрудник по борьбе с отмыванием денег должен быть в любой финансовой компании, криптовалютной — тоже. Однако пока нет ясности, будет ли государство следовать подобным директивам Европейского сообщества. Открытым остается и вопрос легального применения криптовалют в нашей стране. 

 

 

В любом случае, проверку KYC и оценку рисков при совершении финансовых операций проводят в любом банке или кредитной организации. Так что, хотя отдельной должности, полностью соответствующей директиве ЕС, в России пока нет, по сути, подобные сотрудники давно работают в финансовых учреждениях. В частности, давно разработаны формы передачи информации в Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

 




Рис. 3. Утвержденный формат электронных сообщений для обмена данными с Минобороны России (информация с ЦБ РФ)