Будущее конфиденциальности в блокчейне
21.03.2024 | CoinKyt Company

Криптовалюты создавались приватными и свободными от национальных и международных регуляторов. Децентрализация и анонимность в блокчейне подразумевали свободу и высокую скорость передачи активов.

Анонимность нравилась многим, но более всего привлекала идейных противников контроля со стороны государства и преступников. В последние годы власти разных стран все чаще поднимают вопрос о регулировании криптовалютной сферы. 

О чем именно идет речь? О контроле денежных переводов и деанонимизации владельцев криптокошельков. Проявляется эта тенденция почти повсеместно. Второй подход, который предлагают государства — полный запрет криптовалют.

 

Что происходит с криптой в России

 

В конце февраля 2024 года Центробанк отозвал лицензию у QIWI (КИВИ) Банка, указав среди причин переводы денежных средств в пользу криптообменников. 

В начале февраля опубликован отчет о противодействии нелегальной деятельности на финансовом рынке. В нем российский Центробанк сообщал — почти все пирамиды и нелегальные брокеры в 2023 году предлагали вложения во внутренние токены или принимали взносы в криптовалюте.

29 февраля 2024 года ЦБ РФ направил информационное письмо кредитным и некредитным финансовым организациям. Регулятор напомнил, что распространение цифровых валют в России сопряжено с высокими рисками для благосостояния российских граждан и стабильности финансовой системы. 

Кроме того, банк опасается, что клиентов вовлекут в противоправную деятельность, включая отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. По этим причинам Банк России считает необходимым минимизировать операции с цифровыми валютами и не распространять информацию об операциях с криптой, в том числе в рекламных целях.

Ранее, в 2022 году, Центробанк РФ опубликовал доклад о криптовалютах, предназначенный для общественных консультаций. Авторы документа проанализировали тенденции на мировом рынке криптовалют и сделали вывод о том, что регуляторы многих стран в последние годы либо вводят прямые запреты на использование криптовалют, либо усиливают их регулирование. Они устанавливают требования, которые посягают на анонимность и децентрализацию  — два фактора, которые более всего ценились при создании блокчейнов и способствовали изначальному распространению криптовалют.

Таб. 1. Сравнение золота и криптовалют (из доклада Центробанка России от 2022 года)

Многолетние дискуссии Минфина и Центробанка еще не завершены. Ведомства сходятся в том, что криптовалюту необходимо контролировать, но единого мнения о том, как именно это реализовать, пока нет. 

В феврале 2024 года сотрудник Минфина Осман Кабалоев (начальник отдела регулирования банковской деятельности департамента финансовой политики) заявил на профильной конференции, что “правительство вернуло в Минфин на доработку большой законопроект о комплексном регулировании цифровых валют. Пока он находится в продолжительной стадии обсуждения с Банком России”. 

Согласие достигнуто лишь в одном вопросе: крипту планируют использовать как инструмент трансграничных расчетов, пока в качестве эксперимента. Однако рано или поздно ведомства договорятся, а законопроект станет законом

Означает ли это, что конфиденциальности в блокчейне придет конец? Запретят ли крипту вовсе, как это сделали в Китае в 2021 году, или цифровой рынок ограничат разрешенными валютами, которые можно контролировать? Есть ли у отрасли альтернативы? Попробуем разобраться.

 

Какие тенденции наблюдаются

 

Важным преимуществом криптовалют всегда называли то, что они регулировались самими участниками процесса и не зависели ни от государств, ни от корпораций. Речь по сути шла об альтернативе банковской системе. Кроме того, блокчейн подразумевал анонимность, которая, несомненно, была не абсолютной, но давала ощущение свободы и отсутствия контроля.

Но время идет, и отрасль постоянно совершенствуется. Появляются новые технологии (например, смарт-контракты и DeFi-протоколы), а их почти сразу же начинают использовать злоумышленники. Криптобиржи, обменники и другие финансовые организации всего мира внедряют принципы противодействия отмыванию доходов (AML — Anti Money Laundering). 

Действие рождает противодействие. Изобретаются новые способы обойти процедуру проверки клиента (KYC) и транзакций, или адресов (KYT). Напомним, каждая транзакция имеет свой идентификационный номер (ID, а точнее, TxID). Появляются миксеры — сервисы, смешивающие монеты из разных источников, чтобы скрыть происхождение криптовалют; децентрализованные торговые площадки (DEX); блокчейны с повышенной конфиденциальностью (Monero, Zcash, Dash, Verge). 

Рис. 1. Анонимные валюты в 2024 году (crypto.ru)

Наконец, к отмыванию денег все чаще привлекают ничего не подозревающих граждан. Их называют дропами. Люди, которых нанимают злоумышленники, могут ничего не знать о преступлении, но помогают преступникам выводить деньги через свои банковские карты и получают за это процент. Они обналичивают деньги, которые им переводят, и передают их в руки неизвестным лицам. 

Борьбу с миксерами активно ведут с 2019 года. DeFi-протоколы учатся проверять с помощью платформ блокчейн-аналитики. “Анонимные” блокчейны тоже пытаются изучать, находят уязвимости и рано или поздно либо найдут решение по их проверкам, либо запретят их.

____________________

Цитата

В августе 2022 года санкциям OFAC подвергся Tornado Cash — децентрализованный миксер в сети Ethereum. Поводом снова стало «отмывание» через данный сервис более 455 млн долларов, похищенных Lazarus и другими хакерскими группировками... В Голландии был арестован один из разработчиков Tornado Cash, россиянин Алексей Перцев, а исходный код этого open-source проекта был удален с GitHub. Случай с Tornado Cash вызвал громкие споры в криптосообществе. [Кстати, миксер все еще работает — Прим. ред.]

______________________

 

Что касается дропов, они могут сильно затруднять любые расследования. До сих пор наиболее сложно отследить преступников вовсе не через блокчейн, а при обналичивании банковских переводов. Если посредника поймают, он никого не сдаст, потому что ничего не знает.

Дропами часто становятся учащиеся или люди с низким социальным статусом. Они готовы рисковать и не задают лишних вопросов. Сейчас различные банки, как могут, борются с этим явлением, разъясняя гражданам, в каких случаях им важно соблюдать бдительность и когда следует отказаться от предоставления личных сведений и доступа к счетам. Но проблема сохраняется.

Проверки блокчейна и деанонимизация транзакций и кошельков — очень сложные процессы. Их выполняют аналитические компании, избравшие основным родом деятельности ПОД (AML — Anti-Money Laundering, иногда пишут по-русски АМЛ) — то есть противодействие попыткам отмывания нелегальных доходов. Эти компании могут работать на себя, получая доход от продажи аналитических данных по отдельным транзакциям для физлиц и по целым блокам — для юрлиц (например, криптовалютных бирж и криптообменников). Многие из них получают заказы от госорганов, особенно спецслужб. Яркие примеры крупных и успешных платформ, созданных для работы с госорганами:

  • Chainalysis, основанная в 2014 — сразу начала с расследования дела Mt.Gox в сотрудничестве с правоохранительными органами;
  • Crystal, созданная в 2018 году — специально разработана Bitfury Group для использования правоохранительными органами. 

Любые накопленные знания и базы платформ блокчейн-аналитики рано или поздно становятся достоянием спецслужб или иных госструктур, это лишь вопрос времени.

 

Рис. 2. Титульная страница сайта Elliptic — первой компании, разработавшей инструменты для борьбы с отмыванием криптовалютных активов

 

Какие варианты деанонимизации существуют

 

Поскольку государства всего мира (США и Европа — не исключение) идут по пути если не запрета, то ограничения и контроля криптовалютного рынка, остается выяснить, какие модели деанонимизации существуют на рынке сейчас, и, по возможности, выбрать для себя наиболее комфортную.

Первый и самый лояльный вариант — коммерческий. Есть компании блокчейн-аналитики, собирающие и обновляющие свои базы кошельков и их владельцев и за деньги позволяющие пользоваться этими сведениями всем желающим. Этому варианту много лет, он хорошо себя зарекомендовал. К сожалению, хотя аналитические компании, по слухам, обмениваются данными между собой, каждая база уникальна и может предоставлять отличающийся результат. Проверять же транзакции на нескольких платформах чересчур дорого.

Второй и наиболее сложный для восприятия пользователями вариант — госрегуляция. Вариант прост — государство разрешает использовать только национальную цифровую валюту или, возможно, лишь несколько видов криптовалют, которые необходимо покупать через банки. Таким образом, цифровой мир становится частью банковской системы, а банки автоматически идентифицируют любого владельца криптокошелька.  Система может быть устроена по-разному, но суть одна: сделать общую базу данных по всем владельцам и сильно усложнить жизнь злоумышленникам. 

Наконец, третий вариант, относительно недавно предложенный и вызвавший большие дебаты в криптомире — еще большая децентрализация и саморегуляция рынка. Например, P2P-маркетплейс, в котором любой пользователь может продать данные об известных ему владельцах кошельков. Такую схему заявил стартап Arkham Intelligence (основан в 2020 году в Нью-Йорке). Изначально компания специализировалась на анализе блокчейна, но она предложила продавать и покупать данные о расследованиях в блокчейне за деньги любому желающему. Инициатива вызвала много споров, но компания живет по сей день. Будут ли появляться другие подобные ей, покажет время.